Напишите нам

Пресса о нас

10 ноября 2015 года

corpmedia.ru

Анна Тузикова, заместитель директора PR-агентства «Гуров и партнеры»

В рамках спецпроекта «TOP Comm — уроки мастерства» мы задали несколько вопросов Анне Тузиковой, заместителю директора PR-агентства «Гуров и партнеры», вошедшей в ТОП-100 лучших директоров и департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям в России (по версии «TOP-COMM-2015»).

Как Вы считаете, почему необходимо участвовать в профессиональных рейтингах?
Сложно оценивать свою собственную работу. Не всегда понятно, сделал ли ты всё от тебя зависящее, насколько эффективно работает твоё подразделение. Участие в любом рейтинге дает взгляд со стороны, позволяет как бы сместить «точку сборки», понять, какие критерии актуальны для сферы твоей деятельности и скорректировать KPI.

Что даёт участникам победа в рейтинге ТОР-СОММ 2015?
Это — хороший информационный повод для их работодателей. А, может, кому-то даже премию на работе дали.

Какие устойчивые тенденции Вы наблюдаете в сфере корпоративных коммуникаций в последнее время?
Рост мобильности и геймификация — две главных тенденции. Ещё стоит отметить изменение подходов к GR (government relations). Для ряда отраслей (например, для ИТ) государство остается ключевым заказчиком. И роль его в период кризиса только усиливается. Приходится больше времени тратить на общение с чиновниками, например, организацию встреч с региональными министрами связи. При этом все маркетинговые материалы приходится очень сильно корректировать, пытаться попасть в актуальную повестку конкретных министерств и ведомств.

Какие перспективы развития данной отрасли в России Вы видите?
Эта отрасль выступает хорошим индикатором рынка. Если будет расти экономика, будут развиваться корпоративные коммуникации. Акцент при этом смещается в утилитарную плоскость — например, лидогенерация становится гораздо важнее, чем присутствие на медиа-поле. Клиенту или работодателю не нужны ваши пресс-релизы, если они не дают измеримой финансовой отдачи!

Как, на Ваш взгляд, влияют технологии на сферу корпоративных коммуникаций?
В корпоративных коммуникациях главное — это смыслы, содержательная часть. Технологии — это всего лишь инструментарий. Да, теперь проще написать журналисту в Facebook, а вместо личной встречи провести Skype-конференцию. Меняется сам способ потребления информации и, соответственно, требования к ней со стороны пользователей. Пиарщик должен следить за новыми технологиями. Иногда использование новой фишки само по себе может стать инфоповодом. Но при этом нельзя забывать, какую конкретно бизнес-задачу вы решаете в данный момент.

Каким образом текущая экономическая и политическая ситуация влияет на сферу корпоративных коммуникаций?
Цена ошибки специалистов, отвечающих за продвижение, становится выше. Даже если у компании дела идут хорошо, маркетинговые бюджеты сокращаются — «на всякий случай». Приходится экономить, иногда принимать сложные решения — например, из нескольких полезных профильных конференций выбирая одну единственную, на которую хватит бюджета. От этого сильно страдают подрядчики — дизайнеры, веб-разработчики, маленькие рекламные и PR-агентства. Им приходится гораздо больше работать за меньшие деньги.

Какой, на Ваш взгляд, должна быть образцовая работа дирекции по корпоративным коммуникациям?
Сейчас — не самое простое время для бизнеса. Очень много стрессов, раздражающих факторов. Надо беречь друг друга. Стараться избегать лишней напряженности. Дружелюбная и спокойная атмосфера в дирекции, даже когда вокруг происходят кризисы, крайне важна. А что касается образцовой работы, необходима регламентация процессов, а в ряде случаев и их автоматизация. Когда у тебя одновременно проходит десять мероприятий в разных городах, а иногда даже странах, управлять всем этим в ручном режиме невозможно.

Какими лидерскими качествами должен обладать руководитель дирекции по корпоративным коммуникациям? Это прирожденные качества или их можно приобрести? Как их можно развивать?
Главное — испытывать кайф от такой работы. Если он есть, любые качества можно развить. Пожалуй, самое сложное здесь — это мультизадачность. Представьте, что вы делаете одновременно пять дел, а тут неожиданно приходят срочные задачи от акционеров. И вот вам надо переключиться на пять других дел. Управлять творческими коллективами всегда тяжело. Пиарщики — это люди с тонкой душевной организацией, к ним требуется особый подход. Некоторым сотрудникам бывает сложно подстраиваться под рабочий график компании, они предпочитают «креативить» дома ночью, отправляя презентации или статьи под утро. Кто-то слишком болезненно воспринимает критику или смену курса компании...

Как часто Вы занимаетесь самообразованием, какие программы Вы считаете наиболее полезными?
В PR-агентстве «Гуров и партнеры», где я сейчас работаю, повышению квалификации сотрудников уделяется большое внимание. Это могут быть семинары по психологии или лекция о поисковой оптимизации. То, что находится на стыке разных дисциплин, наиболее интересно и полезно. Я считаю необходимым участие в профильных конференциях, например, на Baltic PR Weekend вне зависимости от имеющегося бэкграунда каждый год можно узнавать что-то новое.

Готовы ли Вы поделиться одним из своих рецептов максимальной эффективности?
Всегда есть вещи, которые не нравятся. Кто-то ненавидит работу с договорами. Кто-то не любит ругаться с подрядчиками. Кому-то тяжело даются ppt-презентации. И, наоборот, у всех есть любимые виды работы. Пусть ваши сотрудники, если такая возможность есть, делают именно то, что им нравится. Зная сильные стороны каждого члена команды, вы сможете более эффективно распределять задачи, уменьшать прокрастинацию. При этом, конечно же, иногда надо выводить людей из зоны комфорта, чтобы они развивались и получали новые навыки.

Что бы Вы посоветовали тем, кто только хочет начать работать в сфере корпоративных коммуникаций?
Пройти стажировку в хорошем PR-агентстве, и, по возможности, поработать там с разными клиентами. Тогда человек сможет понять, что именно его привлекает в корпоративных коммуникациях, принять решение о своем дальнейшем профессиональном пути.

Как стоит развивать рейтинг ТОР СОМM?
Организаторы рейтинга очень много сделали для обеспечения его прозрачности. Однако при объявлении результатов было сказано, что у кого-то из участников баллы были отобраны, а кому-то, наоборот, их добавили. Я не сомневаюсь в компетентности жюри, но хотелось бы избежать субъективности и «кулуарности». В то же время, необходима более тщательная проверка всех предоставляемых участниками данных. Особенно, связанных с финансовыми показателями. Это снизит вероятность возможных злоупотреблений.