Напишите нам

Пресса о нас

3 апреля 2018 года

Rjob.ru

Профессия: пресс-секретарь

От пресс-секретаря напрямую зависит, как компанию или учреждение будут представлять в СМИ, а значит — как её будут воспринимать в обществе. Некоторые специалисты остаются на своём посту долгие годы и становятся настоящим лицом компании. Rjob узнал у представителей профессии, где лучше работать и учиться, какие требования предъявляют работодатели и какие карьерные перспективы могут ждать пресс-секретаря.

Где учиться

Профессия пресс-секретаря — одна из немногих, где не ценится профильное образование. Проблема в том, что преподают пиар чаще всего теоретики, которые мало знакомы с реалиями отечественного бизнеса и компаний госсектора. Поэтому чаще всего пресс-секретари — это вчерашние журналисты.

Алексей Гриценко
основатель и директор пресс-службы «Мастерская пресс-релизов»
И те, и другие за счёт подачи определённой информации формируют отношение общественности к чему-либо или кому-либо. Профессиональный журналист уже освоил поиск, анализ и упаковку информации в разных форматах. Ему достаточно добавить навыков её распространения, включая SMM, формирования пула СМИ, организации мероприятий. Самое сложное в перековке журналиста в пиарщика — выработка бизнес-мышления, маркетингового анализа и умения обучать работодателя грамотному общению с журналистами, структуре выступления перед телекамерами, публичному выступлению перед «враждебной» аудиторией, которая постоянно ловит на слове.

В объявлениях о вакансиях иногда указывают, что подойдёт и профильное образование в сфере маркетинга или филологии. Но на практике оно редко бывает полезно. Конечно, маркетолог лучше понимает процесс продвижения брендов или продуктов компании, но порой не умеет выстраивать коммуникацию с людьми. Эта же проблема есть и у филологов, которым скорее подойдёт работа спичрайтера или копирайтера.

Вадим Скосырев
пресс-секретарь QBF
Может помочь образование в той сфере, в которой вы работаете. Например, в моём случае это образование экономиста, так как я работаю в инвестиционной компании. Если такого образования нет, то помогает самообразование: чтение соответствующей литературы и статей, заинтересованность в предмете. Как сказал Владимир Познер: «Лучший журналист — это профессионал в своей сфере, который научился писать». Поэтому, если вы приходите в компанию, то обязаны огромное внимание уделить профессиональным знаниям и умениям, стать хотя бы начинающим специалистом в том, чем занимается компания. Причём во всех основных направлениях её деятельности.

Какие требования предъявляются

Главное объективное требование, которому должен соответствовать хороший пресс-секретарь — умение выстраивать взаимоотношения. Не столь важно даже умение писать журналистские тексты. В конце концов, эту часть работы иногда даже отдают на аутсорс.

Пресс-секретарь — связующее звено между компанией и журналистами, и он должен так выстроить общение, чтобы обе стороны остались довольны. Это не всегда просто, и нужно обладать даром убеждения.

Но объективными требования к соискателю бывают далеко не всегда. Порой работодатель считает, что пресс-секретарь действительно будет исполнять роль лица компании. И лучше, чтобы это лицо было как можно более приятным.

Филипп Гуров
генеральный директор PR-агентства «Гуров и партнёры»
Часто требования к пресс-секретарю носят характер дискриминации. Это должна быть молодая девушка приятной внешности. Якобы ей проще налаживать контакты с журналистами. Обычно это блажь руководителя компании. Другое «странное» требование — опыт работы в конкретных СМИ. Бывшему сотруднику редакции, конечно, проще договариваться о публикациях со «своим» изданием. Но с таким подходом отсеивается много опытных и квалифицированных специалистов.

Чем предстоит заниматься

На практике рядовой пресс-секретарь обычно готовит пресс-релизы и комментарии для СМИ, согласует публикации перед выходом в свет, а иногда и пишет их сам. Он отвечает за выпуск сувенирной продукции и полиграфии, организует пиар-мероприятия — выставки, пресс-конференции и многое другое.

Анна Журба
PR-менеджер онлайн-школы английского языка EnglishDom
Часто журналисты думают, что легко могут стать пресс-секретарями, но их ожидает разочарование, поскольку профессии довольно сильно различаются. У пресс-секретаря нет свободы действий, а тем более свободы слова — каждое слово может стать решающим для имиджа компании. Предстоит ежедневная рутинная работа с пресс-релизами, новостями для корпоративного сайта, презентации, стенды, буклеты, открытки с плановыми поздравлениями, приветствия и соболезнования. Текстов много, но они однотипные, так что развернуться в творческом полёте нет возможности. А ещё — бесконечные телефонные марафоны с журналистами, подрядчиками и разработчиками, согласование текстов по длиннейшей цепочке: редактор — руководитель — юрист — бухгалтер — управляющий чем-то там ещё.

На самом же деле исполнителем таких рутинных задач в крупной компании может быть линейный сотрудник пресс-службы или специалист на аутсорсе. Куда важнее управлять репутацией компании, бренда, руководителя или собственника. Грамотный пиарщик должен знать о бизнесе столько же, если не больше, сколько знает директор или собственник компании.

«В идеале, — считает Алексей Гриценко, — пресс-секретарь знает историю, современное состояние и перспективы рынка, на котором представлена компания, а также рынок СМИ и кадровый рынок, расклад сил в политике и экономике региона и страны. Он готовит директора и персонал к ключевым публичным мероприятиям, постоянно мониторит информационную и репутационную среду, всеми доступными способами коммуницирует со СМИ, партнёрами, конкурентами, акционерами, политиками и общественностью, оперативно отрабатывает журналистские запросы и негатив, планирует медиа-активности и воплощает эти планы в жизнь, участвует во всех жизненно важных для компании проектах. Но в реальности обязанности пресс-секретаря могут сводиться к следующему: „Пусть у нас каждый месяц будет на одну публикацию в СМИ больше, чем в предыдущий, а на сайте — не меньше, чем у конкурента. И кофе мне по первому зову!“ Всё зависит от конкретной компании и руководителя».

Как выбрать работодателя

Самое главное решение, которое принимает пресс-секретарь в начале карьеры — работать в бизнесе или в госструктуре. Некоторые специалисты считают, что эти направления можно считать едва ли не разными профессиями. Обязанности примерно одинаковы, но воплощать их в жизнь предстоит по-разному, да и перспективы профессионального роста отличаются.

«В госструктурах гораздо чаще, чем в бизнесе, пиарщика нанимают для продвижения персонального бренда руководителя, а не продуктов (в госструктурах продукты — это управленческие решения), — рассказывает Алексей Гриценко. — Отличается и формат работы. Очень многие бизнесы в России работают по принципу: „за публикации в СМИ мы не платим, только покупаем рекламу, когда нам это нужно“. И пиарщик обязан на регулярной основе поставлять в СМИ качественный контент, который именно в силу качества публикуют бесплатно. У госструктур, как бы федеральный центр ни грозился запретить бюджетные траты на самопиар, всегда есть статья расходов „на информационное сопровождение“. Поэтому руководитель пресс-службы может в нужный момент „обеспечить публикацию“, которая без оплаты никакому СМИ не нужна».

Наталья Яркова
руководитель практики «Финансы и недвижимость» PR Partner
Когда вы устраиваетесь на работу в госструктуру, надо быть готовым к тому, что бюрократические процессы тут занимают довольно много времени. На реализацию проекта может уйти несколько месяцев, ведь все документы должны быть согласованы большим количество людей. В коммерческих компаниях такие вопросы решаются быстрее, и простора для творчества здесь больше.

Для пресс-секретаря любого уровня вполне нормально выбирать тип компании, в которой он будет работать. Даже будучи студентами, пиарщики порой уже точно знают, хотят ли они направиться в бизнес или на госслужбу. Чего у студентов нет, так это возможности выбирать профиль компании. Обычно начинающие специалисты идут на собеседования во все компании, независимо от личных предпочтений. Им всё равно, что и как придётся продвигать. Но с появлением опыта у специалиста появляется выбор — он уже ориентируется на рынке труда и приходит к работодателю осознанно.

«Выбор работодателя зависит от веры в то, что делает компания, в людей, которые в ней работают, от доверия к руководству. Если человек не верит в то, что он продвигает, его не спасёт ни зарплата, ни образование, ни таланты и умения», — полагает Вадим Скосырев.

Юлия Анненкова
пресс-секретарь Российского нового университета (РосНОУ)
Я работаю в крупном университете, который активно занимается наукой, поэтому чувствую, что, рассказывая о научных разработках и образовательных достижениях, приношу пользу обществу. У образовательного пиара своя специфика, но в целом мне это гораздо ближе, чем, например, работа в госструктурах.

Как построить карьеру

Все специалисты сходятся во мнении, что без постоянного развития пресс-секретарю не построить карьеру. Кроме знаний и навыков в самых разных областях он приобретает ещё и репутацию, а также учится влиять на бизнес. В этом смысле карьерные перспективы пиарщика зависят только от него самого. Чем лучше он будет работать, тем влиятельнее и крупнее становится компания. Поэтому амбициозные пресс-секретари предпочитают работать именно в коммерческих компаниях.

Алексей Гриценко видит огромную разницу между карьерой в бизнесе и в госструктуре: «В госструктуре у пиарщика практически всегда есть карьерный „потолок“ — выше начальника управления или департамента, пресс-секретаря или спичрайтера первого лица не поднимешься. Потом — меняй профессию или уходи в никуда, когда босс сменит место работы. В бизнесе карьерные, зарплатные и „бонусные“ перспективы гораздо шире. Здесь ты можешь стать заместителем директора, если повезёт — директором филиала или дочернего предприятия, а то и возглавить компанию. Такие случаи редки, но уже имеют место».

Плюсы и минусы профессии

Пожалуй, нет ни одного пресс-секретаря, который бы работал с девяти до шести пять дней в неделю. Каким бы организованным и ответственным ни был специалист, как бы успешно ни практиковал тайм-менеджмент, всё равно его ждёт ненормированный график работы.

Анна Журба считает, что это работа не для слабонервных, особенно в политике или в большом бизнесе. Работа пресс-секретаря не имеет нормирования ни по часам, ни по дням, ни по сезонам. Поэтому, быть хорошим пресс-секретарём и семьянином практически невозможно. Нужно быть готовым к тому, что от вас будут ожидать не только связей с общественностью и представительства компании в СМИ, но и решения всех проблем и промахов компании и руководства.

Иногда приходится отвечать на жёсткие и неприятные вопросы журналистов. Любая негативная публикация в СМИ — это «камень в огород» пресс-секретаря. По мнению Филиппа Гурова, самая болезненная ситуация — когда есть возможность организовать отличное интервью или публикацию, но руководство или юридический отдел не успевают согласовать текст.

Несмотря на рутину, работу пресс-секретаря всё же можно считать творческой. Обычно её выбирают люди, которым нравится справляться с проблемами и нестандартными способами выходить из кризисных ситуаций.

Секрет успеха в профессии пресс-секретаря

Студентам и начинающим специалистам стоит браться за любую работу и не бояться неоплачиваемых стажировок. Чем интересней проект и крупнее компания, тем привлекательней будет строчка в резюме и тем перспективнее — следующее место работы. Наталья Яркова отмечает, что именно благодаря стажировкам в штат компании PR Partner попадает немало новых сотрудников. А Филипп Гуров рекомендует стажировку именно в агентстве, потому что там решаются более разнообразные задачи, чем во внутренней пресс-службе.

Говоря о профессиональных качествах, которые станут залогом успеха в карьере, специалисты отмечают, что главное — умение мыслить быстро и нестандартно, быть инициативным и смелым, но при этом осторожным и ответственным.

Юлия Анненкова советует начинающим специалистам не смущаться того, что им не хватает знаний и готовых решений: их никогда не хватает, потому что готовых решений и шаблонов в этой профессии нет. В решении задачи можно лишь оттолкнуться от имеющегося опыта, но на выходе всё всегда будет иначе. Нужно постоянно придумывать что-то новое и идти вперёд. И если вас бесит общение, то работа пресс-секретарём — не самый разумный выбор. Почти вся рабочая рутина состоит либо из коммуникаций, либо из отчётов. Если вы не любите общаться с людьми, будет очень тяжело.

Выбирая профессию пресс-секретаря, стоит быть готовым к тому, что она займёт значительную часть жизни, будет нервной и сложной. Правда, удачливым, смелым и креативным такая работа обещает практически безграничные перспективы карьерного роста. Умный и талантливый пресс-секретарь, который стремится к саморазвитию, может занять любую должность в любой компании, даже если начал с позиции бесплатного стажёра.